Схватка бульдогов под ковром. Почему премьер Мишустин «съел» министра Кобылкина
  Вход/регистрация

Схватка бульдогов под ковром. Почему премьер Мишустин «съел» министра Кобылкина


Схватка бульдогов под ковром. Почему премьер Мишустин «съел» министра Кобылкина
Схватка бульдогов под ковром. Почему премьер Мишустин «съел» министра Кобылкина
9 ноября 2020 | 320 Экс-губернатор Ямала, глава Министерства природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин ушёл в отставку. Это решение министр принял после встречи с премьером Правительства РФ Михаилом Мишустиным в минувшую пятницу. Сегодня в Госдуме РФ рассматривается вопрос о назначении нового министра, а СМИ сообщают о том, что уходящий глава ведомства займёт должность заместителя Михельсона в компании НОВАТЭК, что вполне логично и объяснимо.
По имеющимся данным министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин в минувшие выходные персонально прощался с ключевыми сотрудниками ведомства, с которыми проработал рука об руку с 18 мая 2018 года. Тогда для многих стало неожиданностью назначение губернатора Ямала на высокий пост в Москве. Сразу появились версии, как могло получиться так, что молодой чиновник, явно не преуспевший на должности главы региона, получил кресло федерального министра.

очему же кандидатура Кобылкина оказалась столь привлекательна для премьера Медведева и президента Путина? За годы своего губернаторства высокопоставленный ямальский чиновник немало засветился на природно-экологическом поприще. Для первых лиц государства оказалось не важно, добился ли кандидат в министры значимых результатов в этом направлении. Главным положительном качеством Кобылкина – оказалась лояльность верховной власти. Сделал своё дело и лоббизм со стороны близких к Путину владельцев НОВАТЭКа – Леонида Михельсона и Геннадия Тимченко, которым в правительстве нужен был свой человек.

Эксперты восприняли назначение Кобылкина министром неоднозначно. Экс-замминистра энергетики Владимир Милов назвал его по меньшей мере странным.

«Ряд других назначений, конечно, выглядит вполне одиозно и как плевок в лицо тем, кто хоть немного разбирается в проблемах страны. Например, экс-губернатор Ямало-Ненецкого округа Дмитрий Кобылкин, у которого на территории впервые за 75 лет случилась вспышка сибирской язвы, назначен министром экологии и природных ресурсов», — заявил Милов журналистам.

Ямальская команда подвела

О том, что у Кобылкина в Москве не заладилось с самого начала, можно судить хотя бы по тому, что практически все члены его команды, которых он перетащил за собой в министерство, по разным причинам покинули свои должности. Первым «слился» бывший генеральный директор ОГТРК «Ямал-Регион» москвич Артем Чефранов. После возвращения из Салехарда он возглавил ФГБУ «Дирекцию по обслуживанию зданий Минприроды России и подведомственных организаций». Официальная версия ухода: состояние здоровья. Однако по имеющейся у редакции информации, Чефранову не дали заключить новые многомилионные контракты с близкими ему фирмами, а без жирных откатов ушлому чиновнику «этот геморрой» оказался не нужен.

Следующим «слетел» директор департамента особо охраняемых природных территорий Минприроды Алексей Титовский, в последствии ставший главой администрации Салехарда. Он написал заявление об уходе по собственному желанию в связи с семейными обстоятельствами. Профильные телеграм-каналы тогда писали, что «Алексей явно не справился с миссией по регулированию деятельности заповедников и нацпарков, а также с созданием новых ООПТ».

Директор Росзаповедцентра Минприроды Андрей Барышников официально ушёл в отставку по собственному желанию. Впрочем, как сообщали информированные источники, его работой было недовольно как руководство Минприроды, так и подчинённые. По их мнению, это тот редкий случай, когда интересы верхов и низов совпали. Сообщалось, что на новой должности «молодой да ранний» Барышников завёл себе 12 заместителей, а также поднял зарплату себе любимому и своему окружению до таких размеров, что она стала в 10 раз превышать денежное довольство рядовых сотрудников.

Таким образом, все кто занял руководящие посты в Минприроды после прихода Кобылкина, в течение двух лет оказались не у дел. Выносливее оказались женщины, окружающие министра. И прежде всего его ещё ямальская помощница – Елена Панова. Изначально она заняла пост главы департамента управления делами и кадровой политики Минприроды, а затем председатель правительства РФ Дмитрий Медведев пожаловал ей должность заместителя министра по цифровизации ведомства.

После этого новым руководителем департамента управления делами и кадровой политики была назначена приятельница Пановой — Ольга Прудникова, занимавшая до этого должность замдиректора ФГБУ «Информационно-аналитического центра поддержки заповедного дела», которое входит в Минприроды. До этого она бесславно закончила карьеру в правительстве губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова, а ещё раньше несколько лет работала в аппарате губернатора Кобылкина на Ямале.

Не так давно покинула свой пост пресс-секретарь министра природных ресурсов и экологии Наталья Хлопунова. Она также работала с Кобылкиным на Ямале, но и там долго не задержалась.

И вот как гром среди ясного неба – ведомство покидает министр. Сообщается, что это произошло после того, председатель правительства Мишустин 4 ноября встретился с президентом Путиным. По некоторым данным, именно премьер настоял на отставке Кобылкина, якобы из-за того, что министр не справляется с возложенными на него обязанностями. Но инсайдеры уверены, произошло это в первую очередь из-за того, что у Кобылкина не сложились отношения с курирующим вице-премьером Викторией Абрамченко.

Кобылкин пытался, но не смог

Сразу по приходу в Минприроды ямальский губернатор понял, что оказался в террариуме, где свои многомиллиардные интересы лоббируют мегакорпорации, к примеру, в мусорной отрасли — «Ростех», «Росатом», «Хартия», «Лидер». В экологии — промышленные гиганты, такие как «Норникель», «Роснефть». Ресурсов на то, чтобы с ними воевать, вероятно, у нового министра не оказалось.

«Сегодня многие говорят о том, что Минприроды не справилось с проблемами в экологии, вспоминая такие скандалы, как разлив в Норильске, захват шихана Куштау, мор на Камчатке. Но надо быть реалистами. Пойдите-ка пободайтесь с Потаниным и «Норникелем» или с Башкирской содовой компанией, интересы которой лоббировал вице-премьер Козак», — делится мнением один из бывших чиновников Минприроды.

По данным телеграм-канала «Газ-Батюшка», серьёзно подкосила министра аппаратная борьба за недра. У Кобылкина и так позиции были не особо сильные, но точку в его карьере поставило распределение золотых месторождений. Через вице-премьера Викторию Абрамченко ему спустили поручение отдать одно из золотых месторождений олигарху Сулейману Керимову и его компании «Полюс». Естественно, без всяких конкурсов. Дмитрий Кобылкин вывел это месторождение на аукцион вопреки всем недвусмысленным намёкам.

Выиграло в этой ситуации государство. Но кого в правительстве волнуют национальные интересы? Такую самодеятельность прощать бенефициары золотодобычи Кобылкину не собирались.

Об аппаратном поражении Кобылкина говорит и назревающая смена ликвидатора токсичных отходов Байкальского ЦБК. По последней информации, исполнителем работ будет назначена структура «Росатома». С 2013 года это уже четвертый подрядчик, но работы предположительной стоимостью около 6 млрд рублей так и не начались.

Как стало известно РБК, всё тот же вице-премьер Абрамченко предложила президенту Путину сменить единственного исполнителя работ по устранению накопленного вреда, образовавшегося в процессе деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) в Иркутской области. Вместо компании «Газэнергострой — Экологические технологии», которая была назначена исполнителем распоряжением правительства от 19 марта 2020 года, вице-премьер рекомендовала наделить таким статусом входящую в структуру «Росатома» организацию «Федеральный экологический оператор» (ФГУП «ФЭО»).

Соответствующее письмо Абрамченко направила Путину в конце сентября, рассказал изданию источник, знакомый с текстом письма. Это подтвердил и федеральный чиновник. По их словам, на письме стоит виза президента «Согласен».

В пресс-службе Минприроды подтвердили, что поручение Абрамченко в ведомство поступило, и в настоящее время готовится проект распоряжения правительства о смене единственного исполнителя.

Напомним читателям, что владельцем компании «Газэнергострой — Экологические технологии» является Сергей Чернин – бойфренд ямальского сенатора Елены Зленко. По имеющейся у нас информации, именно через свою пассию Чернин получил у Минприроды многомиллиардный контракт на очистку озера Байкал, но затем руководство правительства переиграло решение Кобылкина.

Приложением к аппаратным интригам стали провалы в работе ведомства. Например, Минприроды неоднократно становилось объектом критики за реализацию мусорной реформы. Но самое главное, министерство фактически провалило исполнение нацпроекта «Экология». В текущем году ведомство Дмитрия Кобылкина выполнило его лишь на 27%.

По данным Счетной палаты, с 1 октября 2018 года даты начала реализации нацпроекта «Экология», по линии главных распорядителей бюджетных средств между 16 министерствами и ведомствами распределено в рамках контрактов и субсидий более 125 млрд рублей. Из них на долю Минприроды пришлось без малого 38 млрд рублей. Кроме того, СП обнаружила массу нарушений в работе по созданию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, которой придан статус федерального проекта.

По итогам проверки исполнения Минприроды федерального бюджета на 2019 год аудитор Счетной палаты Михаил Мень отмечал, что по нацпроекту «Экология» было зафиксировано самое низкое кассовое исполнение среди всех нацпроектов. «Низкое кассовое исполнение – это бич всех проектов Минприроды, включая национальный», — констатировал аудитор СП.

Как пишет профильный телеграм-канал, «с февраля Мишустин начал жаловаться президенту на несговорчивого Кобылкина. И, как видите, в конце концов был услышан».

Основные причины, которые привели к отставке Кобылкина (составлены на основе различных экспертных мнений):

Отсутствие профессиональной команды. Те, кто приехал с Ямала не смогли разобраться в специфике деятельности Минприроды, а те, кто «достался» Кобылкину в наследство от бывшего министра, не хотели работать и стали настоящей «пятой колонной» внутри ведомства;
Отсутствие поддержки в Правительстве. Кобылкин не сумел стать «своим» ни для Медведева, ни для Мишустина. Тот, кто посоветовал «Капитану Арктики» «играть» с руководством Белого дома, пытаться «лавировать» между командами — дал Кобылкину самый плохой в его карьере совет.
Отсутствие погружённости в текущие вопросы деятельности Минприроды. Кобылкин, вероятно, хотел стать «политическим» руководителем министерства. Не погружаться в мелочи (которых не бывает на посту главы федерального министерства), а определять стратегические задачи. Но для подобного подхода не было главного — сильных (во всех смыслах этого слова) директоров департаментов и замминистров, способных самостоятельно принимать и отстаивать решения.
Бюрократическая Москва не прощает лукавства. Опытные топ-чиновники остро чувствуют «второе дно», когда информация поступает в искажённом виде. Одним — одно, другим — другое. Каждому то, что он желает услышать. Такое «проглотят» раз, от силы — дважды, но после — доверие пропадает и уже не восстановится. Кобылкин, резко выдернутый из Ямала, не успел перестроиться и освоится в хитросплетениях столичной властной вертикали. И остался в итоге один.
Откровенно слабый PR. Команда Кобылкина раз за разом проигрывала в публичной плоскости социально-экологические конфликты, не сумела создать образ руководителя в информационном пространстве, не заручилась поддержкой лидеров общественного мнения, учёных, экспертов и журналистов.
Отходы испортят карьеру любому руководителю. Это неоспоримый факт, с которым нужно считаться тому, кто сегодня мечтает занять вакантную должность в Минприроды России. С отходами Кобылкину не повезло от слова «совсем». На период его руководства министерством пришёлся первый этап мусорной реформы, но реализовывать его оказалось некому.
Главное. Должность главы федерального министерства как не была, так и не стала самостоятельным и осознанным выбором Дмитрия Кобылкина. Законопроектная деятельность без быстрых и конкретных результатов — это не его… Кобылкин пытался, но не смог

Кобылкина «пригреет» Михельсон?

Глава Минприроды, в отличие от других отставников — коллег по правительству, не стал держаться за кресло и ждать разговора с президентом Путиным. Он написал заявление об уходе по собственному желанию в тот же день, когда ему о принятом решении сказал Мишустин.

Судя по всему, когда Кобылкин писал заявление, он уже знал, чем займётся дальше. Накануне появилась информация, что экс-министр с большой долей вероятности может стать заместителем председателя правления НОВАТЭКа Леонида Михельсона. И это не удивительно, владельцы компании многим обязаны экс-губернатору Ямала.

Михельсон не спроста выдвинул своего бывшего коллегу-подчинённого по «Таркосаленефтегазу» на административную работу. Он прекрасно знал, что ему пригодится свой человек в коридорах власти, тем более, что Дмитрий Кобылкин подвал большие надежды.

Со времён работы первым заместителем главы Пуровского района Кобылкин был человеком НОВАТЭКа. И хотя без интересов Юрия Неелова там тоже не обошлось, «пуровский мальчик» оказался Михельсону милее и дороже. Именно при Кобылкине проекты НОВАТЭКа получили на Ямале мощное развитие. Ямал СПГ, Саббета, Арктик СПГ-2, лицензии на освоение газовых месторождений без конкурса, беспрецедентные налоговые льготы – всё это олигарху было бы сделать гораздо сложнее без поддержки на уровне губернатора.

Так что топовую должность в НОВАТЭКе Кобылкин заслужил своей преданностью и деятельным участием в судьбе ямальских СПГ-проектов.

Злые языки говорят, что теперь участь экс-министра Кобылкина – ожидать аудиенции в приёмной губернатора Артюхова для согласования новых проектов НОВАТЭКа на Ямале.

Источник : http://www.yamalpro.ru/

Считаешь эту страницу интересной? Поделись со всеми


Комментариев пока нет.


Добавить комментарий!