Субъективно: Гамлет из соседнего двора
  Вход/регистрация

Субъективно: Гамлет из соседнего двора


Субъективно: Гамлет из соседнего двора
Субъективно: Гамлет из соседнего двора
25 октября 2013 | 613 Проект TheatreHD позволил вглядеться в лицо Гамлета нашего времени в заразительно живой постановке Лондонского Национального театра прямо из темноты кинозала «Синема Парка» в Тюмени.

Школьная программа дала сбой: герои бессмертной шекспировской трагедии «Гамлет» стряхнули нафталиновую пыль, надели узкие брюки, треники с кросовками и дорогие деловые костюмы и стали вдруг современными до рези в глазах, при этом ни на волос не отошли от сути и буквы всем известного еще со школьной скамьи замысловатого текста: Быть или не быть — that is a question… Современные тридцатилетние, в меру инфантильные, в меру погруженные в себя, так как это самое далекое место от несовершенств мира, – это они видят призрак убитого царя. Не триста лет назад, – сегодня. Наверное, под этим и следует понимать бессмертие произведения.

Переодеть героев старинных пьес в современные одежды, насовать по карманам гаджетов, сунуть в пальцы сигарету — мысль, скажем так, не новая. Однако, как с любой идеей, в «Гамлете» Николаса Хитнера (постановка 2010 года) дело не в антураже и крое костюмов, а в исполнении, в том, для чего конкретно эта современность понадобилась.

Молодой человек в скромном сером костюме (Рори Киннир) дожидается в приемной дяди (Патрик Мэлахайд), пока тот дает пресс-конференцию по поводу своего брака. Дядя сдержан, тактичен, мил — перед камерой, едва камера выключается, он в тот же момент становится похож на мелкого хищного зверька, чувствующего себя хозяином положения: он идет слегка развинченной походкой, наливает выпивку, кладет ноги на представительского класса стол. Пасынок, кажется, единственный видит, как мелок и хищен человек, занявший место его отца, как слепа и безрассудна мать, вступившая в новый брак. … да, самое глупое — пересказывать всем известное произведение. Однако дело в том, что вдруг, с помощью какой-то неразличимой, подспудной работы актеров и постановщиков этот известнейший в мире сюжет становится злободневным, современным, новым, следовательно – никому еще как будто не известным.

В чем тут дело? Может, в мастерски исполненной неожиданной сценке пресс-конференции, превращающей речь Клавдия по поводу его скорого брака с Гертрудой (Клэр Хиггинс) из дежурного заявления, вводящего зрителей в курс дела, в мотивированную и закономерную часть постановки. По крайней мере с помощью этого, теперь кажется лежащего на поверхности хода, до того он был естественным, режиссер и задал тон всему действию, не имитирующему реальность, а соразмерному реальности. И так с любой «мелочью», будь то наставления Полония (Дэвид Колдер) сыну, появление сошедшей с ума Офелии (Рут Негга) с тележкой из супермаркета, сцена объяснения Гамлета и Офелии, в ходе которого тот внезапно обнаруживает подслушивающее устройство.

Понятные современному зрителю обстоятельства в том числе помогли наполнить старинный текст смыслом буквально до краев. К тому же актеры умудрялись не проговаривать текст, витиеватые обороты которого не снижали градус современности, а играть его. Играть на свой манер, но свободно и легко, заставляя зал смеяться, порой в самых неожиданных местах, таких, как сцена убийства Полония.

Пожалуй, Рори Киннира в роли Гамлета в постановке Хитнера можно забрать в музей, прикрепив табличку — тридцатилетний образца начала XXI века. Его герой, обладая цепким и ясным умом, не позволяющим обманываться и очаровываться, кажется, начисто лишен того внутреннего стержня, который помогает взрослому человеку принимать решения. Этого принца датского, которого сложно сравнивать с классическими исполнителями именно потому, что он кажется парнем из соседнего двора, влекут грозные волны его судьбы.

Режиссер, взяв одно из самых востребованных произведений мировой драматургии, под свою ответственность устранил всякую дистанцию между героями и зрителями. Уступка ли это рассеянному, разменивающемуся на смс, броские заголовки и голливудские фильмы зрителю? Как вариант. Попытка ли это рассмотреть в старинной трагедии беды нового времени с его большой любовью к компромиссам и непротивлению? Без сомнения.

Источник : http://www.vsluh.ru/

Считаешь эту страницу интересной? Поделись со всеми


Комментариев пока нет.


Добавить комментарий!